18 июня 2013 года состоялась защита дипломных работ студентов мастерской реставрации станковой живописи кафедры реставрации государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Дипломные задания, выполненные в течение учебного года, включают:
реставрацию оригинального произведения иконописи либо станковой живописи;
выполнение искусствоведческого изучения реставрируемого произведения;
выполнение технико-технологического исследования реставрируемого произведения;
выполнение учебной копии произведения иконописи, либо станковой живописи.
К защите представлены следующие выпускники:
Большакова Любовь Евгеньевна.

Рецензент: С.А. Симкина (КГИОП).
Реставрация: картина Д. Людерс. «Портрет А.Б. Бутурлина». 1748 г. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».
Копия: Д. Доу «Портрет А.С. Шишкова». 1827 г. Холст, масло. ГЭ.
В.А. Тропинин «Портрет Д.П. Татищева». 1838 г. Холст, масло. НИМ РАХ.
Филимонова Софья Геннадьевна

Руководитель дипломной работы: доцент Ф.Ю.Бобров (СПБГАИЖСА)
Рецензент: Е.В. Азарнина (ГРМ).
Реставрация: икона «Пророки Иов, Аввакум, Иессей, Иосиф». XVI век. Дерево, яичная темпера. ПГОИАХМЗ.
Копия: икона «Благовещение», XVI век,
Дерево, яичная темпера. ПГОИАХМЗ.
Чжоу Чуань Чжи
Руководитель дипломной работы: Т.Б. Серова (ГРМ). Рецензент: А.С. Никольский (ГЭ).Реставрация: картина «Несение креста». Неизвестный художник. XIX век. Холст, масло. ГМИР.
Копия: Герард тер Борх «Получение письма». 1617 – 1681. Холст, масло. ГЭ.
«Спящий младенец Иисус». Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».
Руководитель дипломной работы: С.Н. Грива (НИМ РАХ).
Рецензент: В-И.Т. Богдан (НИМ РАХ).
Реставрация: картина «Мужской портрет». Неизвестный художник. Голландская
школа. XVII век.
Дерево, масло. НИМ РАХ.
Копия: картина Джиганте Джачининто «Итальянский пейзаж с церковью». 1843.
Холст, масло. НИМ РАХ.
Рецензент: М.Г. Малкин (ГРМ).
Реставрация: икона «Рождество богородицы». Конец XVI – начало XVII века. Дерево, темпера. ПГОИАХМЗ.
Копия: икона «Богоматерь на престоле с младенцем, Давид и Соломон». XVI век. Дерево, темпера. ПГОИАХМЗ.
Большакова Любовь Евгеньевна.

Доклад о ходе выполнения дипломного задания, реставрации картины Д. Людерса «Портрет А.Б. Бутурлина». 1748 г . Холст, масло. ГМЗ
"Павловск".
Ход выполнения реставрации подробно фиксировался, ключевые моменты были представлены в виде мультимедийной презентации.
Второй частью дипломного задания является копия, выполняющаяся с оригинального произведения. Образцами для копирования послужили произведения Д. Доу «Портрет А.С. Шишкова», 1827 г. Холст, масло. ГЭ, и В.А. Тропинина «Портрет Д.П. Татищева». 1838 г. Холст, масло. НИМ РАХ.

Руководитель дипломной работы, Бобров Ю.Г, отметил подробный доклад о проделанной работе, а также проведенные исследования, как технологические, так и искусствоведческое изучение произведения. Успешной реставрацией картины Д. Людерса возобновляется сотрудничество Павловского музея и института И.Е. Репина, прервавшееся в недалеком прошлом.

Рецензент дипломной работы, С.А. Симкина, отметила важность комплексного подхода, сочетающего различные виды исследований с прикладной работой реставратора, имеющей все основания быть названной "научная реставрация". Другой важной составляющей был назван приоритет консервационных методик, позволивших, в частности, не проводить дублирование картины на новый холст, сохранив тем самым, подлинные надписи и аутентичный вид произведения.

Ректор института И.Е. Репина С.И. Михайловский отметил тщательность выполненной работы и высокий художественный уровень произведения.
Высокую оценку выступавшего заслужила также дипломная копия, а также творческие работы
В заключительном слове Большакова Любовь Евгеньевна поблагодарила родителей, педагогов и сотрудников института, а также руководство ГМЗ "Павловск", предоставившего произведение для выполнения дипломной работы.


Дипломной работой Софьи является реставрация иконы «Пророки Иов, Аввакум, Иессей, Иосиф» из собрания Псковского музея - заповедника ( ПГОИАХМЗ ). Икона датируется XVI веком. Техника исполнения - дерево, яичная темпера.











Руководитель дипломной работы, Ф.Ю. Бобров, назвал три важнейших качества, полученных выпускником в ходе обучения:
мастерство в работе, умение тщательно и профессионально выполнять ответственные операции;
способность использовать в практической работе, понимать и интерпретировать результаты технологических исследований;
изучать и исследовать историю памятника, и использовать полученные результаты для корректировки реставрационных методик.


Доклад Чжоу Чжи о реставрации картины «Несение креста». Неизвестный художник. XIX век. Холст, масло. ГМИР.












Рецензент дипломной работы, Н.А. Никольский, в своем выступлении назвал уровень выполненной реставрационной роботы высоким, а ее сложность определил как высокую.
Удостоилась высокой оценки и копия, выполненная студентом с соблюдением исторически сложившихся этапов.










Руководитель дипломной работы, С.Н. Грива, подчеркнул трудоемкий, кропотливый характер выполненного задания, отметив, что Валерия не только провела реставрацию произведения, но и выполнила исчерпывающую фотофиксацию процесса.

Рецензентом дипломной работы выступила В.Т. Богдан. В своем отзыве, который был зачитан членам ГЭК, была продемонстрирована важность проделанной выпускником реставрационно работы, а результаты исследований, возможно, помогут атрибутировать другие произведения из собрания НИМ РАХ.

В своем заключительном выступлении Валерия поблагодарила педагогов института и руководство Академии художеств за предоставленную возможность учиться и получить качественное образование.
Вместе с тем, были названы некоторые проблемы, сопутствующие обучению, как общеизвестные, так и носящие локальный характер.
Отдельная благодарность была выражена научно - исследовательскому музею Академии Художеств, предоставившему произведение для выполнения реставрации и исследований.



Щулькина Екатерина Алексеевна.

Дипломной работой Екатерины является реставрация иконы «Рождество богородицы», конец XVI – начало XVII века, из собрания Псковского музея - заповедника (ПГОИАХМЗ).








Руководитель дипломной работы, Бобров Ю.Г., сообщил, что выполненная Екатериной реставрация является первым шагом к открытию еще одного памятника древнерусского искусства, который обязательно займет место в ряду шедевров иконописи.
Дипломное задание Екатерины продемонстрировало ее способность выполнить искусствоведческое исследование памятника, интерпретировать результаты технологических исследований, и, используя полученные навыки, выполнить реставрацию на высоком профессиональном уровне.


Н.К. Кошкина в своем выступлении, завершающем защиту дипломных работ кафедры реставрации, отметила тот новый уровень, на который вышла мастерская благодаря введению в практику работы самостоятельно выполняемых исследований, и составлению подробной, осмысленной документации.
Мы благодарим всех, кто присутствовал на защите дипломных работ выпускников мастерской реставрации живописи кафедры реставрации института имени И.Е. Репина.

Благодарим всех, кто поделился фотографиями, сделанными в ходе мероприятия.
Все картины и иконы, воспроизведенные на фотографиях, являются собственностью музеев, в собрании которых произведения находятся.
Копии картин и икон, воспроизведенные на фотографиях, принадлежат методическому фонду кафедры реставрации.
Фотографии процессов реставрации, схемы, графики и т.п, являются разработками сотрудников кафедры реставрации ин-та им. И.Е. Репина.
При воспроизведении фотоматериала ссылка на источник обязательна.