Защита дипломных работ студентов кафедры реставрации Санкт - Петербургского академического института имени И.Е. Репина.



18 июня 2013 года состоялась защита дипломных работ студентов мастерской реставрации станковой живописи кафедры реставрации государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Дипломные задания, выполненные в течение учебного года, включают:
реставрацию оригинального произведения иконописи либо станковой живописи;

выполнение искусствоведческого изучения реставрируемого произведения;
выполнение технико-технологического исследования реставрируемого произведения;
выполнение учебной копии произведения иконописи, либо станковой живописи.
К защите представлены следующие выпускники:


Большакова Любовь Евгеньевна.


Руководитель дипломной работы: профессор Ю.Г. Бобров (СПБГАИЖСА)
Рецензент: С.А. Симкина (КГИОП).
Реставрация: картина Д. Людерс. «Портрет А.Б. Бутурлина». 1748 г. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».
Копия: Д. Доу «Портрет А.С. Шишкова». 1827 г. Холст, масло. ГЭ.
В.А. Тропинин «Портрет Д.П. Татищева». 1838 г. Холст, масло. НИМ РАХ.


Филимонова Софья Геннадьевна

Руководитель дипломной работы: доцент Ф.Ю.Бобров (СПБГАИЖСА)
Рецензент: Е.В. Азарнина (ГРМ).
Реставрация: икона «Пророки Иов, Аввакум, Иессей, Иосиф». XVI век. Дерево, яичная темпера. ПГОИАХМЗ.
Копия: икона «Благовещение», XVI век, Дерево, яичная темпера. ПГОИАХМЗ.

Чжоу Чуань Чжи


Руководитель дипломной работы: Т.Б. Серова (ГРМ). Рецензент: А.С. Никольский (ГЭ).
Реставрация: картина «Несение креста». Неизвестный художник. XIX век. Холст, масло. ГМИР.
Копия: Герард тер Борх «Получение письма». 1617 – 1681. Холст, масло. ГЭ.
«Спящий младенец Иисус». Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло. ГМЗ «Павловск».


Кравчук Валерия Васильевна.

Руководитель дипломной работы: С.Н. Грива (НИМ РАХ).
Рецензент: В-И.Т. Богдан (НИМ РАХ).
Реставрация: картина «Мужской портрет». Неизвестный художник. Голландская школа. XVII век. Дерево, масло. НИМ РАХ.
Копия: картина Джиганте Джачининто «Итальянский пейзаж с церковью». 1843. Холст, масло. НИМ РАХ.

Щулькина Екатерина Алексеевна.

Руководитель дипломной работы: профессор Ю.Г. Бобров (СПБГАИЖСА) 
Рецензент: М.Г. Малкин (ГРМ).
Реставрация: икона «Рождество богородицы». Конец XVI – начало XVII века. Дерево, темпера. ПГОИАХМЗ.
Копия: икона «Богоматерь на престоле с младенцем, Давид и Соломон». XVI век. Дерево, темпера. ПГОИАХМЗ.


Большакова Любовь Евгеньевна.




Доклад о ходе выполнения дипломного задания, реставрации картины Д. Людерса «Портрет А.Б. Бутурлина». 1748 г. Холст, масло. ГМЗ "Павловск".



Ход выполнения реставрации подробно фиксировался, ключевые моменты были представлены в виде мультимедийной презентации.








Второй частью дипломного задания является копия, выполняющаяся с оригинального произведения. Образцами для копирования послужили произведения Д. Доу «Портрет А.С. Шишкова», 1827 г. Холст, масло. ГЭ, и В.А. Тропинина «Портрет Д.П. Татищева». 1838 г. Холст, масло. НИМ РАХ.



Руководитель дипломной работы, Бобров Ю.Г, отметил подробный доклад о проделанной работе, а также проведенные исследования, как технологические, так и искусствоведческое изучение произведения. Успешной реставрацией картины Д. Людерса возобновляется сотрудничество Павловского музея и института И.Е. Репина, прервавшееся в недалеком прошлом.



Рецензент дипломной работы, С.А. Симкина, отметила важность комплексного подхода, сочетающего различные виды исследований с прикладной работой реставратора, имеющей все основания быть названной "научная реставрация". Другой важной составляющей был назван приоритет консервационных методик, позволивших, в частности, не проводить дублирование картины на новый холст, сохранив тем самым, подлинные надписи и аутентичный вид произведения.






Ректор института И.Е. Репина С.И. Михайловский отметил тщательность выполненной работы и высокий художественный уровень произведения.
Высокую оценку выступавшего заслужила также дипломная копия, а также творческие работы




В заключительном слове Большакова Любовь Евгеньевна поблагодарила родителей, педагогов и сотрудников института, а также руководство ГМЗ "Павловск", предоставившего произведение для выполнения дипломной работы.







Филимонова Софья Геннадьевна





Дипломной работой Софьи является реставрация иконы «Пророки Иов, Аввакум, Иессей, Иосиф» из собрания Псковского музея - заповедника ( ПГОИАХМЗ ). Икона датируется XVI веком. Техника исполнения - дерево, яичная темпера.
Основные стадии выполненной работы были изложенны в ходе подробного доклада, сопровождавшегося показом слайдов.












Вторая часть дипломного задания - выполнение копии с оригинального произведения. Образцом послужила икона «Благовещение», XVI век, Дерево, яичная темпера, Псковский государственный историко - художественный музей - заповедник.





Руководитель дипломной работы, Ф.Ю. Бобров, назвал три важнейших качества, полученных выпускником в ходе обучения:
мастерство в работе, умение тщательно и профессионально выполнять ответственные операции;
способность использовать в практической работе, понимать и интерпретировать результаты технологических исследований;
изучать и исследовать историю памятника, и использовать полученные результаты для корректировки реставрационных методик.




Рецензент дипломной работы, Е.А. Азарнина, охарактеризовала проделанную работу как пример профессиональной, научной реставрации, отметив исключительную тщательность выполнения каждой из операций, а также подробное документирование процесса реставрации.



Заведующий кафедрой живописи, В.С. Песиков, в своем выступлении помимо прекрасно выполненной реставрации, и копии псковской иконы, отметил великолепные натюрморты, созданные под руководством В.А. Акцынова, а также копию, выполненную во время летней практики в Поругалии, куда Софья Геннадиевна была направлена в числе лучших студентов института.




В заключительном выступлении Софья Геннадиевна поблагодарила всех преподавателей, принимавших участие в программах обучения, а также Псковский музей, за предоставленные для изучения и реставрации произведения.






Чжоу Чуань Чжи




Доклад Чжоу Чжи о реставрации картины «Несение креста». Неизвестный художник. XIX век. Холст, масло. ГМИР.







Второй частью дипломного задания Чжоу Чжи была реставрация темперной живописи, выполняемая им парралельно с реставрацией картины.



Оригиналом для копии, выполненной выпускником, послужила картина «Спящий младенец Иисус», реставрация которой была недавно завершена. Произведение из собрания ГМЗ «Павловск». Неизвестный художник. XVIII век. Холст, масло.


Копия выполнялась с соблюдением методов, применявшихся при создании оригинальной картины. Каждый этап, начиная от подготовительной имприматуры, и заканчивая окончательной моделирокой формы, выполнялся в строгой последовательности, повторяющей этапы работы художников прошлого.




Руководитель дипломной работы, Т.Б. Серова, отметила необыкновенное трудолюбие выпускника, и его способность к обучению.


Рецензент дипломной работы, Н.А. Никольский, в своем выступлении назвал уровень выполненной реставрационной роботы высоким, а ее сложность определил как высокую.
Удостоилась высокой оценки и копия, выполненная студентом с соблюдением исторически сложившихся этапов.







Кравчук Валерия Васильевна.



Дипломная работа, которой был посвящен доклад, представляла собой реставрацию картины «Мужской портрет», относящейся к Голландской школе XVII века. Местом постоянного хранения произведения является научно - исследовательский музей Российской Академии Художеств.










Выполненный анализ связующего, пигментного состава был выполнен научно - исследовательской лабораторией Московского музея современного искусства (ММСИ).









Руководитель дипломной работы, С.Н. Грива, подчеркнул трудоемкий, кропотливый характер выполненного задания, отметив, что Валерия не только провела реставрацию произведения, но и выполнила исчерпывающую фотофиксацию процесса.



Рецензентом дипломной работы выступила В.Т. Богдан. В своем отзыве, который был зачитан членам ГЭК, была продемонстрирована важность проделанной выпускником реставрационно работы, а результаты исследований, возможно, помогут атрибутировать другие произведения из собрания НИМ РАХ.

А.П. Левитин в своем выступлении назвал уровень подготовки выпускника очень высоким, как в области реставрации, так и в отношении художественного мастерства. Уровень работы кафедры реставрации в целом также был охарактеризован как высокий.




В своем заключительном выступлении Валерия поблагодарила педагогов института и руководство Академии художеств за предоставленную возможность учиться и получить качественное образование.
Вместе с тем, были названы некоторые проблемы, сопутствующие обучению, как общеизвестные, так и носящие локальный характер.


Отдельная благодарность была выражена научно - исследовательскому музею Академии Художеств, предоставившему произведение для выполнения реставрации и исследований.






А. Чувин, С. Таратынова



Щулькина Екатерина Алексеевна.



Дипломной работой Екатерины является реставрация иконы «Рождество богородицы», конец XVI – начало XVII века, из собрания Псковского музея - заповедника (ПГОИАХМЗ).



Копия выполнялась с иконы «Богоматерь на престоле с младенцем, Давид и Соломон». XVI век. Дерево, темпера. ПГОИАХМЗ.




Руководитель дипломной работы, Бобров Ю.Г., сообщил, что выполненная Екатериной реставрация является первым шагом к открытию еще одного памятника древнерусского искусства, который обязательно займет место в ряду шедевров иконописи.
Дипломное задание Екатерины продемонстрировало ее способность выполнить искусствоведческое исследование памятника, интерпретировать результаты технологических исследований, и, используя полученные навыки, выполнить реставрацию на высоком профессиональном уровне.



Рецензент дипломной работы, Е.В. Азарнина, обратила внимание присутствующих на ту тщательность, с которой было выполнено раскрытие миниатюрных деталей авторской живописи, и то внимание, с которым было проведено документирование процесса реставрации.


Н.К. Кошкина в своем выступлении, завершающем защиту дипломных работ кафедры реставрации, отметила тот новый уровень, на который вышла мастерская благодаря введению в практику работы самостоятельно выполняемых исследований, и составлению подробной, осмысленной документации. 






Мы благодарим всех, кто присутствовал на защите дипломных работ выпускников мастерской реставрации живописи кафедры реставрации института имени И.Е. Репина.



Благодарим всех, кто поделился фотографиями, сделанными в ходе мероприятия.

Все картины и иконы, воспроизведенные на фотографиях, являются собственностью музеев, в собрании которых произведения находятся.
Копии картин и икон, воспроизведенные на фотографиях, принадлежат методическому фонду кафедры реставрации.
Фотографии процессов реставрации, схемы, графики и т.п, являются разработками сотрудников кафедры реставрации ин-та им. И.Е. Репина.

При воспроизведении фотоматериала ссылка на источник обязательна.