Итоговый обход 14-15 января 2014 года на кафедре реставрации


14 - 15 января 2014 года мастерская реставрации станковой живописи под руководством Ю.Г. Боброва отчиталась о проделанной в ходе первого семестра учебной работе.


Заведующий кафедрой реставрации Ю.Г. Бобров и заведующий кафедрой живописи К.С. Песиков на выставке студенческих реставрационных работ.

Учебный процесс традиционно включает в себя реставрационные операции различной степени сложности, выполняемые под руководством педагогов на произведениях станковой темперной и масляной живописи.

Отчет о проделанной педагогами и студентами за семестр работе был представлен совету факультета живописи в ходе просмотра выставки, традиционно организованной в мастерской реставрации станковой живописи.

 
Мастерская реставрации станковой темперной живописи



Мастерская реставрации станковой масляной живописи


В ходе реставрационного совета, членами которого являются педагоги кафедры реставрации, каждая работа подверглась внимательному анализу, на основании которого была выработана оценка по пятибальной шкале.

Преподаватели кафедры реставрации Бобров Ю.Г, Грива С.Н, Серова Т.Б, Бобров Ф.Ю. за выставлением итоговой оценки.


В дальнейшем выработанные оценки были представлены на утверждение совету факультета, который полностью поддержал мнение педагогов кафедры реставрации.


Уровень всех представленных заданий был признан традиционно высоким, а выполненная работа – исключительно ответственной и важной.


Особо отмечены были работы, потребовавшие умения применять не только практические навыки, но и интерпретировать результаты проведенных оптико – физических исследований, необходимость и объем выполнения которых определялись исходя из конкретной реставрационной задачи.  
Среди подобных заданий – икона «Архангел Михаил грозных сил воевода», предварительно датированная
XVII веком, на которой было выполнено сложное раскрытие  авторской живописи.


Помимо темного лака и многослойных записей, скрывавших первоначальное изображение, на иконе присутствует ряд дополнений левкаса, делающих работу особенно сложной.

Справится с поставленной задачей помогла рентгенограмма, выполненная сотрудниками лаборатории кафедры реставрации.


Снимок в рентгеновских лучах был выполнен с увеличением, что позволило достичь очень высокой предсказуемости процесса раскрытия на ответственном участке живописи – изображении лика.


Другая особенность данной иконы, выявившаяся при проведении предреставрационных исследований, и подтвержденная в ходе раскрытия живописи, заключается в сознательном удалении двух иконографических элементов, выполненном во время одной из предшествующих реставраций. Удаленным оказалось изображение сатаны, попираемого копытами коня архангела, и медальон со Спасом Еммануилом.


Подобные изменения иконографии дали повод выдвинуть интересную гипотезу о возможной причине такого сознательного удаления ключевых атрибутов образа «Архангел Михаил грозных сил воевода».
Выдвинутая гипотеза стала частью иконографического исследования, являющегося отдельным учебным заданием для студентов – реставраторов старших курсов.


Одной из наиболее сложных работ, выполненных на произведении станковой масляной живописи, стала реставрация картины «Мария-Оранта Великая Панагия», предварительно датируемой II половиной XVIII века.


Предшествующие реставрации исследования показали наличие плотной, сплошной записи, перекрывающей авторское изображение.
 Так, исследование, проведенное с помощью инфракрасной камеры, показало очевидные различия в плотности красочного слоя, формирующего фон картины.



Фрагмент с надписью на фоне, показывающий изменение шрифта и размера букв.


Выполненное с использованием источника ультрафиолетового излучения исследование лаковой пленки показало очевидную неравномерность покрытия, что является одним из характерных признаков наличия записей, выполненных поверх авторской живописи и лака.



Выполненное студентом с использованием микроскопа изучение поверхности показало, что краска, создающая ныне видимый фон картины, лежит поверх утрат авторской живописи и ее кракелюрной сетки, что является характерным признаком записи, выполненной уже после появления следов старения картины.






Очевидно наличие записи, лежащей поверх слоя лака, и на выполненном микросрезе структуры красочного слоя (цифра 2 на схеме), пропускающем свет при использовании метода «светлое поле» (верхнее фото).


Проведенные исследования были дополнены данными рентген – флюорисцентного анализа, показавшего различия в процентном соотношении элементного состава авторского красочного слоя и записи.
Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что датировка картины, выполненная в соответствии с перекрывающими подлинный авторский слой записями, может быть пересмотрена.


Процесс раскрытия картины «Мария-Оранта Великая Панагия» находится еще в начальном этапе, однако старание, прилежание, навыки и способность к самостоятельному анализу, проявленные студентом, были удостоены самой высокой оценки.

Заданием для студентов младших курсов традиционно является консервация - работа с произведениями, имеющими те или иные повреждения, угрожающие их сохранности.
 Именно устранение опастности разрушения материальной структуры произведения искусства является основополагающей задачей реставратора, и именно поэтому обучение начинается с изучения этой самой главной составляющей профессии.





К наиболее сложным проектам мастерской относится  продолжающаяся реставрация чудотворного креста из Свято – Троицкого кафедрального собора г. Пскова. В процессе работы серебряная басма, закрывающая значительную часть разрушенного левкаса, переносится на временную основу.


Требующей сложного укрепления, в ходе которого студенту необходимо было применить все полученные навыки технической реставрации, является икона «Апостол Петр».




Неоднократно подвергавшаяся в прошлом варварским реставрациям, икона имеет повреждения, образовавшиеся не только с течением времени, но и возникшие по причине непрофессиональной реставрации.



Как показало исследование состава левкаса, дополнения представляют собой четыре разных вида грунта, методика работы с которыми требовала адаптации используемых приемов и навыков для каждой области иконы.




В результате проделанной работы все разрушения были устранены, выполнен полный комплекс технической реставрации, а проделанная студентом работа была отмечена оценкой отлично.



Сложную задачу для выполнения консервации на произведении станковой масляной живописи поставила картина А. Мыльникова, представляющая собой эскиз к мозаичному панно  «клятва балтийцев».


Оборотная сторона картины также представляет собой самостоятельное произведение искусства, изображающее женский портрет, выполненный в условной манере.

Жесткие деформации холста в сочетании с фактурной живописью, обладающей значительной толщиной красочного слоя, сделали необходимой разработку особой методики укрепления.
 В результате был разработан и использован сложный метод консервации, основанный на сочетании традиционных рецептур и активного применения химических составов, что потребовало от студентов не только уверенного владения навыками реставратора, но и повышенных мер безопасности.

Студенты проводят укрепление картины А.А. Мыльникова.

После проведенной сложной работы, требовавшей иной раз героических усилий, выносливости и трудолюбия, картина была подготовлена к экспонированию на открывшейся 19 февраля2014 года выставке А. Мыльникова.



Продемонстрированная в ходе отчетной выставки кафедры реставрации, картина вызвала неподдельный интерес у преподавателей, большинство из которых являются учениками Андрея Андреевича.




В программу обучения были включены также задания, направленные на освоение новых реставрационных материалов и методик, а также практического изучения всех возможных аспектов, связанных с их применением.
Для их апробации использовались недавно созданные произведения живописи, не представляющие собой художественной либо исторической ценности.
 Выполненное задание заключалось в отработке методики дублирования холста картины с использованием различных синтетических клеев.




Также в числе экспериментальных был опробован метод, позволяющий нивелировать разницу в блеске лакового покрытия на произведении живописи.
Для снижения излишнего блеска лаковой пленки использовалась абразивная вата – метод, нашедший применение в реставрационной практике ГРМ.
 Путем постепенного протирания поверхности достигается локальное снижение блеска, что, теоретически, позволяет нивелировать преломляющие свет свойства поверхности.



Использованные для выполнения тестовых заданий материалы были поставлены компанией " "ООО Черная Речка" при консультативной поддержке А.Н. Гулевича, технического консультанта компании “Черная Речка Арт”, и, одновременно, преподавателя Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.


Все выполненные студентами учебные задания были признаны соответствующими существующим высоким требованиям, и удостоились хороших и отличных оценок.


Также совету факультета живописи, в ходе просмотра студенческих работ, была представлена выставка учебных заданий по живописи и рисунку, выполнение которых входит в программу обучения по специальности «художник – реставратор».


Программа содержит большое количество сбалансированных заданий, позволяющих освоить и развить художественные навыки как в живописи, так и в области рисунка.




Полученные знания и навыки позволяют студентам впоследствии работать в области изобразительного искусства, выбрав карьеру профессионального художника, реализуя себя в самых разных существующих направлениях живописи.

В.А. Акцынов представляет студенческие работы

Существующая на кафедре реставрации программа занятий по живописи и рисунку, выполняемая под руководством опытных педагогов, позволяет в полной мере раскрыть творческие способности студента в случае их наличия, и привить ему базовые навыки художника – живописца в рамках стилистики, разработанной А.А. Мыльниковым, отличающей работы выпускников института И.Е. Репина от произведений представителей других институтов и школ.




Все картины и иконы, воспроизведенные на фотографиях, являются собственностью организаций, в собрании которых произведения находятся.
Копии картин и икон, воспроизведенные на фотографиях, принадлежат методическому фонду кафедры реставрации.
Фотографии процессов реставрации, схемы, графики и т.п, являются разработками сотрудников кафедры реставрации ин-та им. И.Е. Репина.
Микрофотография и микроскопия выполнены на оборудовании "ЛОМО".

Благодарим фотографа В. Мариенгофа за предоставленные фотографии.

При воспроизведении фотоматериала ссылка на источник обязательна.



Комментариев нет:

Отправить комментарий