15-16 мая мастерская реставрации станковой
живописи под руководством Ю.Г. Боброва отчиталась о выполненных в ходе второго
семестра 2014 года учебных заданиях.
Заведующий кафедрой реставрации Ю.Г. Бобров демонстрирует
членам экзаменационной комиссии результат выполнения одного из учебных заданий.
|
Учебный процесс, построенный на основе
утвержденной программы, состоит из
различных реставрационных операций, выполняемых студентами под руководством
педагогов на произведениях станковой темперной и масляной живописи.
Сложность задания варьируется в зависимости от уровня подготовки и способностей учащегося.
Мастерская реставрации станковой темперной
живописи
|
Мастерская реставрации станковой масляной
живописи
|
В ходе реставрационного совета, членами которого
являются педагоги кафедры реставрации, все выполненные задания подверглись
внимательному рассмотрению, в результате чего была выставлена оценка по
пятибалльной шкале.
Реставрационный совет на кафедре реставрации
|
Отчет о выполненном задании программы 4 – го
курса. Реставрация масляной живописи.
|
В дальнейшем выработанные оценки были
представлены на утверждение совету факультета и группе наиболее активных
педагогов и сотрудников института.
Предложенные оценки были утверждены без
замечаний.
Среди выполненных в ходе учебного процесса
работ были отмечены задания по технической реставрации, представляющие
начальный этап обучения реставратора.
В этом семестре была закончена консервация
произведения темперной живописи из собрания Вологодского областного
краеведческого музея, начатая в 2009 году.
Икона, выполненная на гипсовом левкасе, находилась
под слоем старых заклеек, под которыми образовались новые разрушения.
Общий вид иконы до реставрации
|
Фрагмент до реставрации
|
Консервация произведения, занявшая 5 лет,
выполнялась с использованием сочетания традиционных методик и современных
материалов.
Основа иконы была когда – то усилена
дополнительными досками, расположенными перпендикулярно направлению древесины,
образующей щит иконы.
Такое наслоение досок приводило к образованию
новых разрушений живописи, поскольку основа подвергалась нагрузкам вследствие
разнонаправленных движений древесины под воздействием изменений относительной
влажности воздуха.
Отделение дополнительных досок позволило
освободить авторскую основу от разрушающего воздействия,
оказываемого короблением перпендикулярно наклеенных досок.
После удаления дублирующих авторскую основу досок, для придания дополнительной механической прочности тонкому щиту иконы, в качестве отдельного учебного задания было выполнено «паркетирование» элементарной конструкции.
На протяжении пяти лет консервацию иконы
выполняли:
Кравчук Л., Саломатина Е., Джения О., Мазурок
А., Бенитаускас В.
Среди заданий по консервации станковой
масляной живописи было отмечено выполнение дублирования картины на новую основу
(холст).
Картина Деблера А. «Пейзаж», из собрания
лаборатории техники и технологии живописи института имени И.Е. Репина, была
наклеена на новую тканную основу.
Задание выполнялось в форме клаузуры, с детальным протоколированием процесса.
В ходе выполнения подготовительных работ были выявлены
особенности конкретных материалов, которые необходимо учитывать при выработке
методики дублирования.
Базовая методика, по которой осуществлялось
дублирование, была разработана и опубликована в 2012 году на кафедре реставрации института И.Е. Репина.
Также была отмечена работа студентов по
реставрации произведений из собрания методического фонда института И.Е. Репина.
Данные произведения предоставляют широкие возможности
для отработки рутинных реставрационных операций, поскольку не являются
предметами строгой отчетности.
Картина в процессе укрепления. |
Приведенные в экспозиционный вид студентами –
реставраторами произведения затем становятся экспонатами выставок, открывающих новые страницы в истории отечественного искусства.
Использованные для выполнения задания материалы были поставлены компанией " "ООО Черная Речка" при консультативной поддержке А.Н.Гулевича, технического консультанта компании “Черная Речка Арт”, и, одновременно, преподавателя Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Большинство выполненных студентами учебных
заданий было признано соответствующим сохраняющимся высоким требованиям,
существующим в мастерской реставрации института Репина, и удостоились отличных,
хороших, а также удовлетворительных оценок.
Вторая часть отчетной выставки была
посвящена выполненным заданиям по творческим дисциплинам - живописи и рисунку, входящим в программу подготовки 071001.65 со
специализацией «реставрация живописи».
Занятия второго семестра вынужденно проводились в мастерской Быстрова А.К., мужественно предоставленной художниками – монументалистами студентам – реставраторам, оказавшимся в числе пострадавших от пожара 04.03.2014.
Задания по живописи 1 – 2 курсов.
|
Задания по живописи 4 – 5 курсов.
|
Программы занятий содержат проверенные
временем требования, представляющие собой упрощенные версии учебных задач,
решаемых художниками – живописцами в традиционной для академической школы
манере.
Некоторые задания, такие, как работа в технике
гризайль,
выполнение которого осуществляется в экспозиции отдела слепков НИМ РАХ с
образцов античной пластики, является традиционным для учеников многих художественных
академий мира.
Отдельным заданием является выполнение копии, работа над которым ведется
параллельно заданиям по живописи.
Методической находкой оказалось копирование ранее выполненной другим студентом копии классического произведения.
Такое задание позволяет учащимся внимательно изучить живописную манеру своих предшественников, создав законченное произведение по мотивам шедевров мировой живописи.
Такое задание позволяет учащимся внимательно изучить живописную манеру своих предшественников, создав законченное произведение по мотивам шедевров мировой живописи.
Традиционно сильными оказались задания по
рисунку, выполненные в ходе семестра.
Исполненные в различных техниках, учебные
работы неизменно соответствуют высокому академическому уровню.
В целом, результаты выполненной на протяжении второго семестра работы были оценены как хорошие, вносящие неоценимый вклад в подготовку отечественного художника – реставратора.
Полученные навыки в дальнейшем могут быть
использованы не только для создания творческих произведений различной стилистики, но и при воссоздании разрушенных, либо полностью уничтоженных,
памятников различных эпох.
Комментариев нет:
Отправить комментарий