18 июня 2014 года
состоялась защита выпускных квалификационных (дипломных) работ студентов
мастерской реставрации станковой живописи кафедры
реставрации государственного академического института живописи, скульптуры и
архитектуры имени И.Е. Репина.
Дипломные задания, выполненные в течение учебного года, включают:
- реставрацию произведения искусства;
- выполнение технико-технологического исследования реставрируемого произведения;
- выполнение искусствоведческого изучения реставрируемого произведения;
- выполнение учебной копии произведения иконописи, либо станковой живописи.
К защите представлены следующие выпускники:
Саломатина Евгения Валерьевна
Реставрация: К.М. Козлов, А.И. и И.А. Скрипицыны "Пять эпизодов из жития
Пр. Галактиона, предшествовавших нападению поляков на Вологду в 1613 г.".
Декабрь 1860-январь 1861 гг., 140х176 см, х., м., (Вологодский ГИАМЗ).
Копия: н. х. "Мадонна с младенцем", XVI в., оргалит, м., 61х42 см, (ГЭ).
Руководитель работы: доц. С.Н. Грива.
Рецензент: М. В. Лапшин (ГЭ).
Бугулиева Алана
Таймуразовна
Реставрация: икона "Дмитрий Ростовский", XIX в, х., м., 11,5х86,5 см, (ГМИР).
Копия: Ф. К. Винтерхальтер "Портрет великой княгини Елены Павловны" 1862 г.,
116х85 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: ст. преп. Т.Б. Серова.
Рецензент: Н. В. Малиновский (ГЭ).
Богомолова Екатерина Олеговна
Реставрация: н. х. "Портрет герцога Ангальт-Цербстского", XVIII в., 77х61,6 см,
х., м., (ГМЗ "Павловск").
Копия: Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней", ок. 1595 г., 89х113 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: проф. Ю.Г. Бобров.
Рецензент: О. Ю. Клёнова (ГРМ).
Ли Юань Линь
Реставрация: н. х. икона "Сретение", XVIII в., х., м., 125х93,5 см, (Вологодский ГИАМЗ).
Копия: Витторе Гисланди (фра Гальгарио) "Портрет мальчика", Бергамская школа, 1732 г., 63х49 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: доц. С.Н. Грива.
Рецензент: С. Е. Большакова.
Сизых Наталья
Владимировна
Реставрация: икона "Два пророка", 30-40-ые гг. XVI в., д., т., 93,8х62,5х4 см,
Псковская школа, (ПГОИАХМЗ).
Копия: икона "Св. Христофор", XVIII в., д., т., 187,2х50х4 см,
Псковская шк., (ПГОИАХМЗ).
Руководитель работы: доц. Ф.Ю. Бобров.
Рецензент: Е. В. Азарнина (ГРМ).
Газина Екатерина
Игоревна
Реставрация: икона "Св. Троица", XVII в., д., т., 187х116х4 см,
Псковская шк., (ПГОИАХМЗ).
Копия: икона «Пророк Соломон», сер. XVIII в., 95,3х54,2х3 см, д., т.,
(ц. Покрова Богородицы с. Барута Новоржевского р-на Псковской обл.);
икона: «Спас на престоле», XVIII в., 78х68,5х3 см, (Музей изобразительных искусств республики Карелия).
Руководитель работы: проф. Ю.Г. Бобров.
Рецензент: Н. В. Малиновский (ГЭ).
Квалификационная
работа, выполняемая в рамках программы профессиональной подготовки 070901.65, включает в
себя следующие составляющие:
- реставрация и изучение произведения станковой живописи;
- выполнение копии произведения станковой живописи;
- демонстрация творческих работ, выполненных за период обучения.
Представленные студентами – выпускниками этапы выполнения проекта являются обязательными при ведении работ с соблюдением принципов научной реставрации.
Выполнению реставрации предшествовал комплекс исследований, позволяющих установить характеристики материалов, составляющих произведение, степень сохранности оригинальной живописи, и количество искажающих ее позднейших наслоений.
Анализ грунта позволил установить тип и характеристики наполнителя, использовавшегося при создании произведения.
Стратиграфическое исследование позволило визуализировать структуру и последовательность красочных слоев, образующих авторскую живопись, а также записи.
Макросъемка (фотография с большим увеличением) позволила детализировать отдельные фрагменты произведения, установив особенности расположения записей, утрат, и элементов авторской моделировки изображения.
Все исследования, за исключением требующих необходимого специального допуска у исполнителя, выполнялись студентами самостоятельно. Результаты, полученные с использованием сторонних лабораторий, самостоятельно интерпретировались и анализировались студентами совместно с педагогами.
Повсеместное использование результатов исследований, применяемое в ходе обучения, позволяет достичь нового качественного уровня в реставрации, за счет способности исполнителя работ лучше понимать особенности материальной структуры произведения, и выстраивать методики процессов, опираясь на результаты проведенных исследований, при необходимости, дополняя и детализируя их.
Следующим этапом квалификационной работы является собственно реставрация произведения, выполняемая на основе проведенных исследований.
Первым этапом выполняется консервация объекта, ставящая целью устранить имеющиеся технические разрушения и повреждения, вызванные различными причинами.
В рамках данного этапа решались и сложные задачи по тонированию тем или иным способом утраченных фрагментов живописи, а также по включению оставленных записей в общую художественную ткань произведения.
Подбор атрибутированных аналогов, стилистический анализ произведения и отдельных его элементов позволяет датировать исследуемое произведение, определить его происхождение и школу. При наличии достаточного фактического материала выводы искусствоведческого анализа подкрепляются результатами технологических исследований.
Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо). "Юноша с лютней". ГЭ. Копия. 2014 г.
Серов В.А. "Девочка с персиками". ГТГ. Копия. Втор. пол. XX в.
Изучение истории техники живописи также помогает создавать произведения в сложных, смешанных техниках, требующих владения как масляными красками, так и техникой темперы.
Заключительной частью выполненной квалификационной работы является демонстрация лучших живописных работ, выполненных за годы обучения.
Благодарим всех, кто присутствовал на защите дипломных работ выпускников мастерской реставрации живописи кафедры реставрации института имени И.Е. Репина.
Все картины и иконы, воспроизведенные на фотографиях, являются собственностью владельцев, в собрании которых произведения находятся.
Копии картин и икон, воспроизведенные на фотографиях, принадлежат методическому фонду кафедры реставрации.
Фотографии процессов реставрации, схемы, графики и т.п, являются разработками сотрудников кафедры реставрации ин-та им. И.Е. Репина.
При воспроизведении фотоматериала ссылка на источник обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий