Защита дипломных работ студентов кафедры реставрации Санкт - Петербургского академического института имени И.Е. Репина. 2014 г.

18 июня 2014 года состоялась защита выпускных квалификационных (дипломных) работ студентов мастерской реставрации станковой живописи кафедры реставрации государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. 


Дипломные задания, выполненные в течение учебного года, включают:
  • реставрацию произведения искусства;
  • выполнение технико-технологического исследования реставрируемого произведения;
  • выполнение искусствоведческого изучения реставрируемого произведения;
  • выполнение учебной копии произведения иконописи, либо станковой живописи.
К защите представлены следующие выпускники:


Саломатина Евгения Валерьевна 


Реставрация: К.М. Козлов, А.И. и И.А. Скрипицыны "Пять эпизодов из жития
Пр. Галактиона, предшествовавших нападению поляков на Вологду в 1613 г.".
Декабрь 1860-январь 1861 гг., 140х176 см, х., м., (Вологодский ГИАМЗ).
Копия: н. х. "Мадонна с младенцем", XVI в., оргалит, м., 61х42 см, (ГЭ).
Руководитель работы: доц. С.Н. Грива.
Рецензент: М. В. Лапшин (ГЭ). 

Бугулиева Алана Таймуразовна


Реставрация: икона "Дмитрий Ростовский", XIX в, х., м., 11,5х86,5 см, (ГМИР).
Копия: Ф. К. Винтерхальтер "Портрет великой княгини Елены Павловны" 1862 г.,
116х85 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: ст. преп. Т.Б. Серова.
Рецензент: Н. В. Малиновский (ГЭ).

Богомолова Екатерина Олеговна


Реставрация: н. х. "Портрет герцога Ангальт-Цербстского", XVIII в., 77х61,6 см,
х., м., (ГМЗ "Павловск").
Копия: Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней", ок. 1595 г., 89х113 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: проф. Ю.Г. Бобров.
Рецензент: О. Ю. Клёнова (ГРМ).


Ли Юань Линь


Реставрация: н. х. икона "Сретение", XVIII в., х., м., 125х93,5 см, (Вологодский ГИАМЗ).
Копия: Витторе Гисланди (фра Гальгарио) "Портрет мальчика", Бергамская школа, 1732 г., 63х49 см, х., м., (ГЭ).
Руководитель работы: доц. С.Н. Грива.
Рецензент: С. Е. Большакова.

Сизых Наталья Владимировна


Реставрация: икона "Два пророка", 30-40-ые гг. XVI в., д., т., 93,8х62,5х4 см,
Псковская школа, (ПГОИАХМЗ).
Копия: икона "Св. Христофор", XVIII в., д., т., 187,2х50х4 см,
Псковская шк., (ПГОИАХМЗ).
Руководитель работы: доц. Ф.Ю. Бобров.
Рецензент: Е. В. Азарнина (ГРМ).


Газина Екатерина Игоревна


Реставрация: икона "Св. Троица", XVII в., д., т., 187х116х4 см,
Псковская шк., (ПГОИАХМЗ).
Копия: икона «Пророк Соломон», сер. XVIII в., 95,3х54,2х3 см, д., т.,
(ц. Покрова Богородицы с. Барута Новоржевского р-на Псковской обл.);
икона: «Спас на престоле», XVIII в., 78х68,5х3 см, (Музей изобразительных искусств республики Карелия).
Руководитель работы: проф. Ю.Г. Бобров.
Рецензент: Н. В. Малиновский (ГЭ).




Квалификационная работа, выполняемая в рамках программы профессиональной подготовки 070901.65, включает в себя следующие составляющие:

- реставрация и изучение произведения станковой живописи;
- выполнение копии произведения станковой живописи;
- демонстрация творческих работ, выполненных за период обучения.

Реставрация произведения живописи, выполняемая на протяжении дипломного года, является главным заданием выносимого на защиту проекта.

Представленные студентами – выпускниками этапы выполнения проекта являются обязательными при ведении работ с соблюдением принципов научной реставрации.

Выполнению реставрации предшествовал комплекс исследований, позволяющих установить характеристики материалов, составляющих произведение, степень сохранности оригинальной живописи, и количество искажающих ее позднейших наслоений.

Анализ грунта позволил установить тип и характеристики наполнителя, использовавшегося при создании произведения.

Стратиграфическое исследование позволило визуализировать структуру и последовательность красочных слоев, образующих авторскую живопись, а также записи.

Микроскопическое исследование, дополненное результатами рентген-флюоресцентного анализа, позволило идентифицировать использованные при создании реставрируемого произведения краски.

Рентгенограмма, лучше всего выявляющая металлсодержащие краски, позволила выявить особенности авторского художественного «почерка», моделировки форм, а также  существующие поновления. 


Исследование в ближнем ИК-диапазоне позволило установить имеющиеся изменения форм, не видимые на рентгенограмме, а также проявить некоторые детали авторской живописи за счет различных оптических характеристик вещества в зависимости от его химического состава.

   Изучение произведения с использованием источника ультрафиолетового излучения позволило определить характеристики лаковых слоев за счет способности многих органических и неорганических веществ светится (люминисцировать) под воздействием данного типа излучения.


Макросъемка (фотография с большим увеличением) позволила детализировать отдельные фрагменты произведения, установив особенности расположения записей, утрат, и элементов авторской моделировки изображения.

Все исследования, за исключением требующих необходимого специального допуска у исполнителя, выполнялись студентами самостоятельно. Результаты, полученные с использованием сторонних лабораторий, самостоятельно интерпретировались и анализировались студентами совместно с педагогами.

Повсеместное использование результатов исследований, применяемое в ходе обучения, позволяет достичь нового качественного уровня в реставрации, за счет способности исполнителя работ лучше понимать особенности материальной структуры произведения, и выстраивать методики процессов, опираясь на результаты проведенных исследований, при необходимости, дополняя и детализируя их.


Следующим этапом квалификационной работы является собственно реставрация произведения, выполняемая на основе проведенных исследований.

 
 
Первым этапом выполняется консервация объекта, ставящая целью устранить имеющиеся технические разрушения и повреждения, вызванные различными причинами.

Затем выполнялась наиболее ответственная часть реставрационных работ, требующая привлечения всей суммы знаний, полученных за 6 лет обучения – раскрытие оригинальной живописи от искажающих, либо полностью скрывающих ее записей и слоев старых лаков.



В рамках данного этапа решались и сложные задачи по тонированию тем или иным способом утраченных фрагментов живописи, а также по включению оставленных записей в общую художественную ткань произведения.

Самостоятельным этапом квалификационной работы является выполнение искусствоведческого изучения произведения, имеющего прикладной характер.


Подбор атрибутированных аналогов, стилистический анализ произведения и отдельных его элементов позволяет датировать исследуемое произведение, определить его происхождение и школу. При наличии достаточного фактического материала выводы искусствоведческого анализа подкрепляются результатами технологических исследований.

Полученные результаты, в дальнейшем, ложатся в основу развернутых научных изысканий, поднимая процесс реставрации на качественно новый уровень.


Выполнение копии произведения, создаваемой с внимательным изучением художественной манеры, материалов и авторского почерка создателя памятника, позволяет будущему реставратору гораздо лучше понимать индивидуальные особенности картины.



Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо). "Юноша с лютней". ГЭ. Копия. 2014 г.
Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо). "Юноша с лютней". ГЭ. Копия. 2014 г.

Традиции столь внимательного копирования оригинального произведения были заложены профессором М.М. Девятовым, долгое время руководившим мастерской реставрации живописи института им. И.Е. Репина.

Серов В.А. "Девочка с персиками". ГТГ. Копия. Втор. пол. XX в.
Серов В.А. "Девочка с персиками". ГТГ. Копия. Втор. пол. XX в.

Копии, выполненные художником в соответствии со старыми живописными технологиями, впечатляют мастерством исполнения и точностью в передаче авторской интонации. 
Изучение истории техники живописи также помогает создавать произведения в сложных, смешанных техниках, требующих владения как масляными красками, так и техникой темперы.


Заключительной частью выполненной квалификационной работы является демонстрация лучших живописных работ, выполненных за годы обучения.




Выполненное в стилистике, неизменно отличающей выпускника института им. И.Е. Репина, данное задание всегда вызывает востроженный отклик у специалистов в области изобразительного искусства.




Владение не только профессиональными навыками реставратора, но также вдумчивого копииста и творческого художника открывает перед выпускником широкие области применения полученных знаний и компетенций – от области сохранения культурного наследия до творческих художественных поисков и воссоздания разрушенных шедевров мастеров прошлого.



Благодарим всех, кто присутствовал на защите дипломных работ выпускников мастерской реставрации живописи кафедры реставрации института имени И.Е. Репина.

Все картины и иконы, воспроизведенные на фотографиях, являются собственностью владельцев, в собрании которых произведения находятся.
Копии картин и икон, воспроизведенные на фотографиях, принадлежат методическому фонду кафедры реставрации.
Фотографии процессов реставрации, схемы, графики и т.п, являются разработками сотрудников кафедры реставрации ин-та им. И.Е. Репина.

При воспроизведении фотоматериала ссылка на источник обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий